В рамках вставки самарского искусства «Волга: маршрут перестроен» в казанском центре «Смена» участники аут-группы «Муха», Галина Зыбанова и Никита Кузнецов, сейчас совершают пеший поход до Казани. 27 мая они стартовали от галереи «Виктория», а в данный момент пересекли границу Татарстана и прошли село Аппаково. Вероятно, завтра они будут в Юхмачах. Их прибытие в Казань планируется 11 июня. На мой взгляд, они совершают сейчас одну из самых ярких акций, которые были в самарском искусстве, и являются наиболее значительными самарскими художниками.
17 апреля они уже размышляли над расстояниями дистанционно сделав выставку в рамках Екатеринбургской квартирале «Самара - Екатеринбург, 890 км». Этот проект был философским рассуждением о «пропавшем» часе в навигаторе, который показывал 181 час пешего пути из Самары в Екатеринбург и 180 часов пешего пути из Екатеринбурга в Самару.
Но для Казанского проекта «Самара - Казань, 360 км» они решили эти километры пройти в реальности, превратив абстрактные цифры и линии в навигаторе в собственный жизненный опыт. Эта акция сразу завораживает и пугает: как можно идти две недели пешком, спать неизвестно где, есть неизвестно что. Безопасно ли идти и ночевать вдоль трассы. Самара и Казань так близко, и так далеко одновременно. Здесь «Мухи» применяют ситуативные практики, которыми они занимались, когда работали в Литмузее. Расстояние, которое проносится за окном автомобиля вдруг становится реальной, физической жизнью человека, который идет под дождем или палящем солнцем.
Разница между их акцией и туристическим походом в целях: они не идут к природе (когда конечной целью становится привал, райская куща), они идут в город. В конце пути их ждет не успокоение, а «финишная лента», встреча со зрителями, артист-толк, беспокойная ночь, подготовка документации и быстрая дорога обратно.
Гораздо больше этот поход «Мух» напоминает трехнедельный поход молодого Ломоносова из-под Архангельска в Москву. И те странничества, которые повсеместно совершались пешком крестьянами еще 150 лет назад, теперь пугают своей дикостью и опасностью. Безоглядность путешествия, начатого «Мухами», соединяет в себе ситуативистский дрейф с новыми мыслями об экологии, где человек доверяет свою судьбу природе, деревьям и другим людям. И как это по-русски! Я вижу этот проект в одном ряду с «Бурлаками» Репина, «Владимиркой» Левитана, «Смертью переселенца» Иванова. Сами участники группы вспоминают сказки про детей, блуждающих в лесу, и кидающих камни и хлебные крошки, чтобы найти дорогу назад. Когда человек пускается в путь, невольно задумываешься о конечности жизни.
Новые исторические обстоятельства вносят свои коррективы в прочтение этой акции. С волнением следя за перемещением геолокации в их телеграм-канале, ловлю себя на мысли, что точно также читаю новости с фронта: какую деревню взяли, какие границы перешли. Карты стали снова нас волновать, нас снова стали волновать маршруты (отступления, наступления, переброски). Движение на карте нас волнует, а наблюдение за этим передвижением становится для нас формой контроля, соучастия и даже заботы. Я люблю вас, «Мухи», и пью за ваш успех!