Лента

МАСТЕРСКАЯ "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ" | II МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА "МЕЛЬНИЦА"


С 1 по 5 сентября в рамках арт-резиденции «Мельница» от МЦСИ Ульяновска аут-группа «Муха» в качестве приглашенных экспертов вели авторскую мастерскую «Художественная ситуация». Для нас это был уникальный опыт – в сжатые сроки познакомиться и рассказать о себе, прочитать лекцию о процессуальном искусстве и разработать полноценный художественный проект.

Ульяновск – город, где современное искусство есть, но еще не так решительно, как в Самаре. Среда только складывается благодаря Центру современного искусства, центру «Белый формат» и возрастающим влиянию и амбициям сотрудников художественного музея. И в то же время это город, где Анна Карвалейру в 2020 году выдвигает свою кандидатуру на выборах в гордуму и размещает массу билбордов по городу «Все мы негры» и рабы; как добросовестный политик, чистит совесть у памятника Марксу, при этом очищая ботинки прохожих. А молодой заведующий МЦСИ Виктор Жиляев начинает свой путь в искусстве с «анархо-коммуны», организованной на родине Ленина.

Для создания художественной ситуации нам всегда нужна определенная почва, от которой можно оттолкнуться: с приглашением в Ульяновск, Виктор обозначил условия: «Предоставляем комфортабельный офис в центре города и номер в гостинице не ниже трех звезд». Также в последнее время наш художественный интерес коснулся суда как института и социальных отношений. С этим материалом и структурой работы мастерская началась.


В течение пяти дней участницы Александра Сливинская, Анна Штучкина, Полина Simpofetka и Елизавета Фрова знакомились с ситуативными практиками и процессуальным искусством, формулировали темы и идеи для художественного высказывания, делились личным опытом проживания в городском пространстве. 


В этом году тема резиденции затрагивала культурный код города. Итогом мастерской стал коллективный проект, обращённый к поиску (без)опасного места внутри и снаружи – среди парков, городских садов и руинных пространств.


Ульяновск – один из немногих крупных городов России, где сохранился существенный отпечаток «лихих» девяностых. Здесь до сих пор существуют организованные преступные группировки со своими областями влияния. В 2020 году в регионе была выявлена деятельность девяти ОПГ, а с начала 2021 года – еще десяти. Территории, подконтрольные им, обходятся стороной и считаются «опасными» и неблагополучными. Еще одна особенность ОПГ – в их составе в основном наблюдаются юноши-подростки от 12 лет.

Изначально подготовка проекта строилась вокруг темы детства, которая формировала безопасную среду для художественного поиска. Одной из главных доминант проработанных образов стал шалаш как место для укрытия, обособленного мира, который ребёнок создаёт себе сам из подручных материалов – веток деревьев, найденной ткани, подушек и проч. Однако «не дети» не строят шалашей, они делят территории, безопасных среди которых становится все меньше.



(Без)опасная территория – сайт-специфичный проект, подразумевает создание ряда ситуативных моделей, разбросанных по городу. Они строятся по принципу свободного взаимодействия и представляют собой огороженную территорию из прозрачных материалов с табличкой, указывающей на ее безопасность. Интерпретация объектов сохраняет двойственность и служит остановкой для горожанина. Безопасно ли в городе? Как может выглядеть безопасная территория? Какое место занимает здесь человек?
Новости